?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Гипсовая память Рыбинска
rybinsk_onse

Девять свидетелей прошлого – памятники и скульптуры, которым посчастливилось дожить до наших времен, – соберут в Рыбинске в одном месте. И назовут его парком Советского периода. И станет он частью экспозиции «Символы Советской эпохи» в Доме культуры поселка ГЭС.

ДК рыбинского поселка ГЭС-14

Гипсовые памятники Ленину, фигура Валерия Чкалова, скульптуры рабочего, колхозницы, спортсменок с мячом и коньками. Все они сегодня «живут» в разных районах Рыбинска. Выбор ПМЖ для них не случаен. Поселок ГЭС строился для «полного счастья советского человека». И это не хрущевский минимализм, и даже не сталинский ампир. Это, если говорить современным языком, идеальный коттеджный поселок, в котором все досконально продумано в соответствии с концепцией загородного жилья. Коттеджи, правда, времен середины прошлого века и далеко не на одну семью. Но если забыть о плотности населения и некоторых коммунальных неудобствах, то поселок ГЭС-14 – это место, где осуществляются мечты архитекторов и дизайнеров о единстве стиля, формы и содержания. Добавим к этому теоретические достижения цивилизации и почти девственную природу – и мечты об идеальной загородной жизни могут осуществляться и у обитателей поселка. Поселок ГЭС. Полное счастье

Рыбинский поселок ГЭС-14

Сумерки богов

Гипсовая скульптура считается уникальным явлением в советской художественной культуре. Особую популярность в СССР она получила в 1950-1960-е годы. Сюжеты обычно иллюстрировали советские идеалы: гордый пионер, юный мальчик с горном, спортивная девочка с мячом. Общим именем для безликой скульптуры «гипсового соцреализма», которыми украшали парки культуры и отдыха, стало название «девушка с веслом».

Чаще всего такого рода гипсовые копии делали со скульптуры Ивана Шадра, автора восьмиметровой статуи собирательного образа советской спортсменки, выполненной из тонированного бетона. Этому произведению и выпала сомнительная честь дать название такого рода искусству – «девушка с веслом».

Однако сам оригинал не дает повода для иронии — это одно из лучших произведений скульптора, выполненное в 1936-м году. В том, что оригинал забыт, но живет память о его бездарных копиях — пресловутых декоративно-парковых поделках, вины автора нет. Если только не считать дурным примером то, что их рождению невольно посодействовал сам скульптор: Иван Шадр первым установил свою восьмиметровую бетонную «Девушку с веслом» не в зале музея, а «на улице», в московском ЦПКиО имени Горького. Шадр был убежден, что скульптура должны выйти из закрытых «хранилищ прекрасного» непосредственно к зрителям, стать частью их повседневной жизни.

Так была открыта широкая дорога гипсовым юношам в спортивных трусах, шеренгам пионеров с горнами и знаменами, атлетическим девушкам с мячами, веслами и прочими атрибутами спорта.

памятник Чкалову в Рыбинске

Естественно, и рыбинские парки и скверы были украшены всевозможными вариациями на тему шадринского шедевра. Некоторые, побитые временем и людьми, до сих пор стоят в разросшихся кустах и на бывших клумбах.

Петровский парк, некогда – родовой усадьбе дворян Михалковых, одно из старейших зеленых уголков Рыбинска. В советское время здесь установили гипсовые фигуры юного горниста, девушки с веслом, пионеров со знаменем, девушки с кукурузой. Особняком стоит покрашенный в серебристо-черный цвет гипсовый памятник Валерию Чкалову. Он – единственный сохранившийся целиком, без потерь и утрат. Очевидно, уважение к знаменитому советскому летчику-испытателю защитило памятник от рук вандалов. Рыбинск – город авиаторов, и память о человеке, совершившем в 1937 году первый в мире беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в американский Ванкувер, не удивляет.

Памятников Чкалову в России не счесть. Многометровые, бронзовые и мраморные, установленные на центральных площадях и высоких холмах, они потрясают воображение своей монументальностью. Рыбинский Чкалов скромен и невелик – гипс и полтора человеческих роста. Стоит он в Петровском парке почти 60 лет. А гипс, как известно, далеко не самый долговечный материал для скульпторы. Но, как выяснилось, и гипс живуч. Была бы память и уважение к истории, личностям и событиям.

Иная судьба у остальных «девушек с веслом» из Петровского парка. Местные жители говорят, что «юного горниста», правда, уже без горна, еще можно найти в зарослях крапивы. «Знаменосцы» и «спортсмены» утеряны безвозвратно. Памятником хрущевскому периоду осталась лишь «Девушка с кукурузой». Сельхозкультура, не имеющая в наших широтах перспектив в промышленном масштабе, тем не менее, сохранилась в гипсе. Самой девушке повезло меньше. Но поскольку слава Венеры рыбинскому образцу «гипсового соцреализма» не грозит, вряд ли кто-то из посетителей парка будет горевать над побитым временем символом советской молодежи образца шестидесятых прошлого века.

«Гипсовая память» соцреализма

Читайте оригинальный пост в блоге Однажды в Рыбинске.



Комментарии отключены

Для этой записи комментарии отключены.